Короб ков
Главная
Вход
Регистрация
Воскресенье, 19.05.2024, 17:47Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск

Меню сайта

Категории раздела
Рубрикация [6]
Главные рубрики
Промежуточная эпоха [4]
Культура 1815-1914 годов
Пейзажная лирика [12]
Русский фольклор [10]
Советские древности [6]
Советская старина, советская культура.
Стихи о книгах [2]
Стихи о книгах и поэзии
Цвет глаз [13]
Тематическая антология русской поэзии.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Block title

Главная » Статьи » Русский фольклор

Песни о Емельяне Пугачёве

Песни о Емельяне Пугачёве

Источник

  • Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях / Сост. Б. М. Добровольский и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. ред. Ф. В. Соколов. М.; Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1956.
  • Песенник анархиста-подпольщика

Песни о крестьянской войне под руководством Емельяна Пугачева и безыменные песни

54. Ой да, ты, батюшка, вот и, Оренбург-город

Ой да, ты, батюшка,
       Вот и, Оренбург-город!
       Ой, про тебя-то идёт, вот и, слава добрая,
Ой, слава добрая,
       Слава добрая, она речь хорошая:
       Ой, будто ты, Оренбург, вот бы, на красе стоишь,
Ой, на красе стоишь,
       На красе-то стоишь, стоишь на крутой горе,
       Ой, на крутой-то горе, стоишь на Яик-реке,
Ой, на Яик-реке,
       На желтых-то на песках, на песках рассыпчатых,
       Ой, как на речушках, вот и да на устицах,
Ой, да на устицах:
       Как и первая речушка — Самарушка,
       Ой, как и другая-то речушка — Уралушка,
Ой, да Уралушка,
       Прозывалась она все — Яик-река.
       Ой, на Самарушке, там живут татарушки,
Ой, ну татарушки,
       На Яик-то реке там живут казачушки.
       Ой, там ходил да гулял большой атаманушка,
Ой, атаманушка,
       Атаманушка, казак Емельянушка.
       Ой, как на матушке было кременной Москве,
Ой, кременной Москве,
       Во дворце-то было дворце белокаменном,
       Ой, у крылечка было у высокого,
Ой, у высокого,
       На часах-то стоял, стоял молодой казак;
       Ой, на часах-то стоит, вот и, с собой речь говорит,
Ой, речь с собой говорит:
       „Подучают мене, вот и, посылают мене,
       Ой, посылают мене, вот и, в Оренбург-город,
Ой, в Оренбург-город,
       В Оренбург-то город, ой, там Пугача споймать,
       Ой, Пугача-то словить, али Пугача-то убить,
Ой, Пугача убить,
       Ну, и я-то, младец, донской малолеточек,
       Ой, не стану ловить, не стану его губить,
Ой, да не стану губить,
       Пускай бьётся за нас казак Емельянушка,
       Пускай бьётся казак за нужду народную".

<Ноты>

Записана А. М. Листопадовым в 1900-1901, 1905 гг. от Е. С., А. С., А. Н. Евлаховых, А. Г. и Д. А. Могилиных, К. Е. и А. Е. Адамовых и других в стан. Екатерининской (ныне Краснодонской, Ростовской обл.). А. Листопадов, Песни донских казаков, под общей редакцией д-ра филолог. наук, проф. Г. Сердюченко, т. I, часть 2-я. Музгиз, 1949, стр. 279-281, № 165.
Дается развернутое изложение; для первого запева взят второй голос по аналогии с другими песнями источника.

55. Из Уралечка

Из Уралечка, да из Уралечка
       Пышет пламечко, да пышет пламечко,
Сырой бор горит, да сырой бор горит,
       Разгорается, да разгорается,
Что мой миленький, да что мой миленький
       Разнемогается, да разнемогается,
Он в постелюшке, да он в постелюшке
       Он валяется, да он валяется.
Ой, болит, болит, да ой, болит, болит
       Буйна голова, да буйна голова,
Что болит, болит, да что болит, болит
       Она с думушки, да она с думушки:
Как попасть ему, да как попасть ему
       В рать казачию, да в рать казачию,
Как идти в поход, да как идти в поход
       С атаманушкой, да с атаманушкой,
С удалым молодцом, да с удалым молодцом,
       С Емельянушкой, да с Емельянушкой.

<Ноты>

Записана И. С. Зайцевым в 1935 г. от Е. В. Зайцевой в с. Сикияз-Тамак, Саткинского р-на (Челябинская обл.). Музыка записана Т. И. Гребенщиковым. Фонограммархив Сектора народного творчества Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, колл. рукописей, № 5/2. Народное творчество южного Урала. Вып. I, составил И. С. Зайцев, под ред. и с предисловием В. М. Сидельникова. Облгиз, Челябинск, 1948, стр. 20, № 2.
Метр изменен в соответствии с расстановкой текста.

 

56. Ветер с поля, туман с моря

Ветер с поля, туман с моря,
       Ой-да, довела любовь до горя,
От Любови свет кружится,
       Ой-да, на плечи орёл садится.
"Ой, ты ор(ы)лик сизокрылый,
       Скажи ты мне правду, где мой милый?"
"А твой милый на работе,
       Ой-да, на военном на заводе,
А он робит-выробляет,
       Ой-да, медны трубы выливает.
Откуль взялись злые люди,
       Ой-да, распаяли медны трубы"…

<Ноты>


ВАРИАНТ:

„Уж ты, ворон сизокрылый,
Ты скажи, где милый мой?".
„А твой милый на работе,
На литейном на заводе:
Не пьёт милый, не гуляет,
Медны трубы выливает,
Емельяну помогает.
Пошла слава по народу,
Что Пугач казачья роду,
Твой-то милый тож казак,
Помогать казакам рад.
Он напрасно помогает –
Из России тьма солдат.
На Урал идут, Пугача возьмут,
Полонят его и всю армию,
Твоему казаку снимут голову,
Снимут голову, пустят по-воду.
А тебе, молодой, век вдовою быть,
Век вдовою быть и бунтаршей слыть".
„Я солдатов не боюся,
С милым вместе отобьюся...
Лети, ворон сизокрылый,
А я следом за тобой,
Где горюшенька мой милый
Проливает кровь рекой".

Записана Б. М. Добровольским в 1953 г. от О. Н. Минаевой (уроженки Орловской обл.) в г. Ленинграде. Фонограммархив Сектора народного творчества Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, магнитофонная пленка № 109. Расшифровка Б. М. Добровольского.
Вариант текста песни, приведенный ниже, записан без напева П. Т. Завьяловским от С. П. Фролова, в стан. Нижнеозерной, Краснохолмского р-на (Чкаловская обл.). Песни оренбургского казачества, Облиздат, Оренбург, 1938, стр. 55.

57. Ты молись богу, вор Панин

Ты молись богу, вор Панин,
       Что мне не попался,
       Я бы снял бы шкуру с пят
       До самой головы…

<Ноты>


ВАРИАНТ:

Судил тут граф Панин вора Пугачёва:
«Скажи, скажи, Пугаченька Емельян Иваныч,
Много ли перевешал князей и боярей?».
«Перевешал вашей братьи семьсот семь тысяч.
Спасибо тебе, Панин, что ты не попался:
Я бы чину-то прибавил, спину-то поправил,
На твою бы на шею варовинны вожжи,
За твою-то бы услугу повыше подвесил».
Граф и Панин испужался, руками сшибался:
«Вы берите, слуги верные, вора Пугачёва,
Поведите-повезите в Нижний-городочек,
В Нижнем объявите, в Москве покажите,
Все московские сенаторы не могут судити».

Записана Г. И. Сотниковым в 1946 г. от казаков хутора Ново-Некрасовского, Приморско-Ахтырского р-на (Краснодарский край). Русские народные песни казаков-некрасовцев, записаны Т. И. Сотниковым. Музгиз, М.-Л., 1950, стр. 29.
Вариант текста песни, приведенный ниже, записан без напева в первой половине XIX в. А. М. Языковым в с. Головино, Симбирской губ. Песни, собранные П. В. Киреевским, под ред. и с дополнениями П. А. Бессонова, вып. IX. М., 1872, стр. 248.

58. Ты звезда ли, да моя звёздочка

Ты звезда ли, мо... да моя звездочка,
       Высоко, звезда, да ты восходила, —
Выше леса, выше тёмного,
       Выше садика зелёного,
Становилась та звёздочка,
       Над воротами решётчатыми.
Как во темнице, во тюремище,
       Сидел добрый молодец,
Добрый молодец Емельян Пугачёв!
       Он по темнице похаживает,
Кандалами побрякивает...
       „Кандалы, мои кандалики,
Кандалы мои тяжёлые,
       По ком вы кандалики, доставалися?
Доставались мне кандалики,
       Доставались мне тяжёлые,
Не по тятеньке, не по маменьке -
       За походы удалые, за житьё свободное!".

<Ноты>

Записана И. С. Зайцевым в 1935 г. от Е. В. Зайцевой в с. Сикияз-Тамак, Саткинского р-на (Челябинская обл.). Музыка записана А. Копосовым. Уральские песни для хорового и сольного изложения. Сбор составил Б. Яхтман. Облгиз, Свердловск, 1950, стр. 61-62 (Народное творчество южного Урала. Вып. I, составил И. С. Зайцев, под ред. и с предисловием В. М. Сидельникова. Облгиз, Челябинск, 1948, стр. 21, № 3).
В двух последних тактах изменена лигатура в соответствии с текстом. В связи с неясностью изложения второго такта, снят знак дыхания и добавлен штиль для второго голоса у ноты „си",

59. Емельян ты наш, родной батюшка

Емельян ты наш, родной батюшка!
На кого ты нас покинул,
Крас(ы)ное солнышко закатилось,
Как осталися мы сироты горемычны,
Некому за нас ах(ы) заступиться,
Крепко думушку за нас раздум[ыв]ать…

<Ноты>

Текст записан А. Н. Лозановой в 1930 г. от В. В. Петровой в Нижнем Тагиле. Пугачев в Среднем Поволжье и Заволжье. Народное творчество, отрывки из литературных произведений, исторические документы. Облгиз, Куйбышев, 1947, стр. 186, № 9. Напев воспроизводится по рукописи из коллекций фонограммархива (№ 6/8). Фонограммархив Сектора народного творчества Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, колл. рукописей № 6/8.
В рукописи подтекстовано две строки, с третьей строки слова подтекстованы по записи А. Н. Лозановой.

60. Не шуми, мати, зелёная дубровушка

Не шуми, мати, зеленая дубровушка,
       Не мешай ты думу думати добру молодцу:
Как заутру добру молодцу во допрос идти,
       Что пред грозного судью — пред самого царя,
Уж как станет государь-царь меня спрашивать:
       „Ты скажи, скажи, детинушка, крестьянский сын,
Уж как, с кем ты воровал, и с кем разбой держал?
       Ещё много ль у тебя было товарищей?".
„Я скажу тебе, надёжа, православный царь,
       Я скажу тебе всю правду и всю истину,
Что товарищей со мной было четверо:
       Уж как первый мой товарищ была тёмна ночь,
А другой мой был товарищ — то булатный нож,
       Ещё третий был товарищ — то мой добрый конь,
А четвёртый мне товарищ был мой лук тугой,
       А рассыльщиками были калены стрелы".
Что возговорит надёжа-православный царь:
       „Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын,
Что умел ты воровать, умел ответ держать,
       Я за то тебя, детинушка, пожалую:
Середи поля хоромами высокими,
       Что двумя тебя столбами с перекладиной".

<Ноты>

Записана в первой половине XIX в. Русские народные песни, собранные и изданные для пения и фортепьяно Даниилом Кашиным. Книга I, Песни протяжные, М., 1833, стр. 7, № 2.
Метр, инструментальная группировка нот и лигатура изменены в соответствии с текстом песни.

61. Не шуми, мати, зелёная дубрава

Не шуми, мати, зелёная дубрава,
       Не мешай мне, добру молодцу, думу думати,
Как заутра мне, добру молодцу, во допрос идти,
       Перед грозного судью, самого царя;
Уж как станет меня, меня допрашивать:
       „Ты скажи, скажи детинушка, крестьянский сын,
С кем ты крал-воровал, с кем разбой держал?
       Еще много ли с тобой было товарищей?".
„Я скажу тебе, надежда-православный царь,
       Всеё правду скажу тебе, всю истинну,
Что товарищей со мною было четверо:
       Уж как первый мой товарищ была тёмная мне ночь,
Другой-то мой товарищ был булатный нож,
       Уж как третий мой товарищ был добрый конь,
А четвертый мой товарищ был тугой лук,
       На посылочках у молодца были калены стрелы".
Что возговорит надёжа-православный царь:
       „Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын,
Что умел ты воровать, умел ответ держать!
       Я за то тебя, детинушка, пожалую
Во чистом поле хоромами высокими,
       Что двумя ли столбами с перекладиною".

<Ноты>

Записана И. А. Рупиным в начале XIX в. Народные русские песни, аранжированные для голоса и хоров с аккомпанементом фортепиано... Иван Рупини, СПб., 1830, № 17.

62. Не шуми, мати, зеленая дубровушка

Не шуми, мати, зелёная дубровушка,
       Дубровушка,
Не мешай мне, добру молодцу, думу думати,
       Думу думати.
Как на утро мне, молодчику, у допроса быть,
       У допроса быть,
Перед грозныим судьёй перед самим царём,
       Перед самим царём.
Вот как станет меня царь выспрашивать,
       Царь выспрашивать:
„Ты скажи-ка, добрый молодец, крестьянский сын,
       Ты крестьянский сын,
Уж и с кем же ты воровал, с кем разбойничал,1
       Ты разбойничал,
Да и много ли было во товарищах,2
       Во товарищах?".
„Ты, надёжа-государь, всею правду я скажу,
       Всею правду я скажу.
Нас товарищей было всего четверо,
       Всего четверо,
Вот как первый-то товарищ — мой булатный нож,
       Мой булатный нож,
А другой товарищ был — сабля острая,
       Сабля острая,
Как и третий товарищ — ночка тёмная,
       Ночка тёмная,
А, четвертый был товарищ сам я молодец,
       Сам я молодец.3
Что возговорит надёжа-православный царь,
       Православный царь:
„Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын,
       Крестьянский сын,
Что умел ты воровать, умел ответ держать,
       Умел ответ держать,
А за то тебя, детинушка, пожалую,
       Пожалую,
Середи поля хоромами высокими,
       Высокими,
Что двумя столбами с перекладиной!".


1 Иногда певец вместо "воровал, с кем разбойничал", пел "... ты разбой разбойничал".
2 Вариант: "вас, товарищей".
3 Вариант: "То мой добрый конь".

<Ноты>

Записали: текст — Н. М. Лопатин, музыку — В. Н. Прокунин в 1885 г. в Москве от С. М. Колесникова („бывшего дворового человека в гор. Москве"). Сборник русских народных лирических песен Н. М. Лопатина и В. М. Прокунина. Опыт систематического свода лирических песен с объяснением вариантов со стороны бытового и художественного их содержания, с приложением полной расстановки слов некоторых вариантов к их напеву. Части I и II. М., 1889. I, стр. 165-166, II, стр. 98-99, № 58.
Группировка в 1-м такте и лигатура в 3-м такте изменены в соответствии с текстом. Из двух вариантов подтекстовки взят второй, как наиболее традиционный по тексту.

63. Случилося, довелося да мне, разудалому

Случилося, довелося да мне разудалому
       Бежать через Крым-город,
Через Крым-город,
       Случилося, довелося да мне разудалому
       Взглянуть на тюремный двор,
На тюремный двор,
       На тюремном-то дворочке стоит там домочек
       С тремя-то окошками,
Там окошками:
       Как под первым-то окошком сидит добрый молодец,
       Сидит, думу думает,
Думу думает:
       „Уж ты думай, гадай, моя буйная головушка,
       Думай не продумайся,
Не продумайся,
       Ты шуми, шуми, моя зелёная дубровушка,
       Шуми не прошумливай,
Не прошумливай,
       Не шуми ты, не шуми, зелёная дубровушка,
       Да ты рано с вечера,
Рано с вечера,
       Зашуми-ка, зашуми, зелёная дубровушка,
       Да ты с полуночи,
Со полуночи.
       Как со утра разудалому мне добру молодцу,
       Молодцу в допрос идти,
На допрос идти,
       На восходе солнца красна, да мне разудалому
       Молодцу в допросе быть,
На допросе быть,
       Перед судом-то мне стоять молодцу не начальницким,
       Стоять перед самим царем,
Перед самим царем.
       Уж как станет православный царь, да он выспрашивать,
       Да он всё выпытывать,
Всё выпытывать,
       Уж как станет православный царь, он всё выведывать,
       Он всё выведывать,
Всё выведывать:
       «Ты поведай мне всею правду, удал добрый молодец,
       С кем, младец, разбой держал,
С кем разбой держал? ».
       «Не один-то во разбое был я, со товарищами,
       С четырьмя друзьями верными,
Друзьями верными:
       Уж как первый был любимый, да товарищ близкий мой,
       Была шашка острая,
Шашка острая,
       А другой-то был надёжа, да товарищ близкий мой,
       Был мой верный, быстрый конь,
Был мой быстрый конь,
       А уж третий был родимый, да товарищ близкий мой,
       Была ночка тёмная,
Ночка тёмная,
       А четвертый был размилый, товарищ близкий мой,
       Батюшка светёл месяц,
Был светёл месяц,
       Я казнил, рубил, а он, батюшка, мне указывал,
       Месяц мне указывал,
Он указывал».
       Как возговорит надёжа, братцы, православный царь,
       Сказал православный царь,
Православный царь:
       «Исполать тебе, детинушка, тебе казачий сын,
       Что умел ответ держать,
Ты ответ держать,
       Подарю тебе во поле хоромы высокие,
       Два столба-то с перекладиной»".

<Ноты>

Записана А. А. Догадиным в 1902-1903 гг. от А. Д. Горшенева, П. И. Киктева и других в стан. Пичужинской, Астраханской губ. Былины и песни астраханских казаков для однородного хора, собрал и положил на ноты А. А. Догадин, под ред. Н. С. Кленовского. Вып. II, Астрахань, 1913, № 76.
Запев, в соответствии с основным направлением штилей, отнесен ко второму голосу. Два варианта второго запева, помещенного в источнике один под другим, расположены в начале и в конце повторяющейся строфы.

64. Ты рябинушка, раскудрявая

Ты, рябинушка, раскудрявая,
       Да, ты когда взошла, ну, когда выросла,
Ты, когда взошла, когда выросла, да,
       Да, весной взошла, ну, летом выросла;
Под тобою ли под родимою,
       Да, там не мак цветёт, ну, не огонь горит,
Там горит душа молодецкая,
       Да, молодецкая, ну, атаманская,
Молодецкая, атаманская,
       Да, поил, кормил, ну, православный мир,
Поил, кормил православный мир,
       Да, воскачала меня, ну, Волга-матушка,
Речка быстрая, Волга-матушка,
       Да, Волга-матушка, ну, красна лодочка.

<Ноты>

Записана А. А. Олениным в 1900-x гг. в с. Чернышево, Касимовского уезда, Рязанской губ. Фонограммархив Сектора народного творчества Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, колл. рукописей № 3/6.

65. Ты, детинушка, сиротинушка

Ты, детинушка, сиротинушка, да,
       Забубён(ы)ная твоя ли головушка,
Забубённая твоя ли головушка, да;
       Без отца то возрос(ы) и без матери,
Без отца возрос и без матери, да,
       Воспоил, воскормил православный мир,
Воспоил, воскормил православный мир, да,
       Возлелея(ля)ла лёг(ы)кая лодочка,
Возлелеяла лёг(ы)кая лодоч(и)ка, да,
       Лёг(ы)кая лодоч(и)ка, Волга матушка.

<Ноты>

Записана Б. М. Добровольским в 1953 г. от А. Г. Полянского в г. Ленинграде. Фонограммархив Сектора народного творчества Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, магнитофонная пленка № 101. Расшифровка Б. М. Добровольского.

66. Ты, детинушка

Ты, детинушка, ой,
       Ты, детинушка да сиротинушка,
Сиротинушка, ой,
       Запобедненькая твоя, милой, головушка,
Твоя головушка, ой,
       Без отца ты росла, росла без матери…

<Ноты>

Записана О. Э. Озаровской в 1921 г. от А. Мелеховой в дер. Саяна, Пинежского уезда, Архангельской губ. Фонограммархив Сектора народного творчества Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, валик № 825/3. Расшифровка Б. М. Добровольского.

67. Э-ох, что ж ты, волюшка

Э-ох, что ж ты, волюшка моя, во... моя волюшка,
       Воля дорогая,
Э-ох, да где же ты, моя во... моя волюшка,
       Воля оставалася?
Э-ох, осталася моя во... моя волюшка
       На родной сторонке,
Э-ох, во батюшкином зелё... зеленом саде
       Воля загуляла,
Э-ох, на матушкином на красном, на красном окне
       Воля залежала.
А-ох, распремилая была сторо... да сторонушка,
       Была под Печерской,
Э-ох, разгульливые были гулянки, гуляночки,
       То были Углянски,
Э-ох, разорённая была деревня, деревенька,
       То была Декшинская,
Ох, за то она разорё... разорённая –
       Нету девок, мальцов.
Ох, разорил-то эту дере... деревеньку,
       Да вот вор-боярин,
Э-ох, разудалых добрых моло... молодцев
       Поотдал в солдаты,
Э-ох, расхороших красных де… да вот девушек,
       Всех замуж повыдал.
Э-ох, зарасти ты мое подво… подворьице,
       Широко, далеко,
Э-ох, широко было и далё… далёко,
       Да травою, муравою.

<Ноты>

Записана А. Г. Кудышкиной в 1946 г. от Т. И. Каношиной в дер. Декшино, Печерского р-на (Псковская обл.). Фонограммархив Сектора народного творчества Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, валик № 5631. Расшифровка А. Г. Кудышкиной.

68. Ай, да у нас панщина

  Ай, да у нас панщина,
       Панщинка большая,
Панщинка большая,
       Ой-да, у нас барыня,
       Барынька да лихая,
Барыня лихая,
       Ой-да, барыня лихая,
       Ещё лихостная;
Ещё лихостная;
       Ой-да, на работушку
       Рано выгоняет,
Рано выгоняет,
       Ой-да, со работушки
       Поздно распускает

<Ноты>

Записана экспедицией Московской Государственной консерватории в 1937 г. от М. И. Королевой, М. В. Песцовой и В. И. Асеевой в с. Плёхове, Судженского р-на (Курская обл.). Фонограммархив Сектора народного творчества Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, колл. рукописей № 1/113.

Категория: Русский фольклор | Добавил: raceja (27.08.2019)
Просмотров: 496 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar